Буллинг
Решение конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Детям сложно находить взаимопонимание со всеми учениками своего класса. Различия в воспитании, характерах, мнениях, взглядах нередко способствуют развитию конфликтов. Причинами обычно становится:
борьба за лидерство;
соперничество;
ложь, сплетни;
оскорбления;
нанесенные обиды;
неприязнь к конкретной личности;
детская влюбленность при отсутствии взаимности;
борьба за внимание девочки/мальчика.
В начальной школе конфликты между учениками выглядят безобидно. Поставили подножку, дернули за косичку, бросили снежком и т.д. Эти ситуации дети быстро забывают и уже через несколько минут становятся друзьями. С возрастом дети начинают более внимательно относиться к таким категориям, как дружба, симпатия, предательство. Начинают давать оценку душевным качествам. На этом фоне конфликты становятся более серьезными.
Буллинг - это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
распространения слухов и сплетен;
бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Как распознать буллинг и чем он опасен?
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.
Как разговаривать с ребенком о проблеме?
Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
Не обвинять ребенка.
Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
Дать советы, как отвечать обидчикам.
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник.
Что делать родителям.
Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
Поддерживайте связь со школой, учителем.
Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.
Что нельзя делать родителям.
Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
Ждать, что ситуация разрешится сама.
Не замечать проблему.
Путать травлю, конфликт и непопулярность.
Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
Давить на жалость к жертве.
Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
Самим разбираться с обидчиками.
Какие советы нельзя давать ребенку.
не обращай внимания;
дай сдачи;
разбирайся сам со своими проблемами;
учись налаживать отношения;
не бойся.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи Забара Т. А