КАК НЕ ПОПАСТЬ В ВИРТУАЛЬНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ
Подростковый возраст - сложный период, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от них, и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве. Что привлекает подростков в таком странном и необычном месте, как Интернет?
1. Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в мире. Они задают "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Вопросы, на которые трудно дать ответы и некоторые могут быть найдены в Сети.
2. Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где может испытать чувство принадлежности группе. Интернет предоставляет неисчислимое количество людей и групп, объединяющих членов по интересам, ценностям.
3. Независимость от родителей. Поиски места в жизни и выстраивание отношений с людьми идут наравне с желанием отделиться от родителей. Подросток желает быть независимым и делать то, что хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет делать это одновременно. Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода” от реальности?
• возможность анонимных социальных интеракций (особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.)
• возможность реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
• чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего любым критериям (нет необходимости удерживать внимание собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового)
• неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм”) (в основном опасность стать зависимым подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения) Стадии Интернет- зависимости.
• Первая стадия — интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
• Вторая стадия — втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
• Третья стадия — зависимость. Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.
Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека:
1. Ложь и даже криминальные действия типа просмотра и скачивания непристойных видео материалов.
2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (стресс, депрессия, беспокойство и др.) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения, психологическое разногласие с окружающими. Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий ежедневными делами, такими как стирка, уборка или посещения магазинов, люди сидят перед компьютером, игнорируя повседневные заботы. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешной реальности.
3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Любая киберзависимость негативно влияет на семейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых нередко заканчивается разводом).
4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают посторонние сайты, часами болтают в чатах, и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
5. Низкий контроль количества времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон. Пути решения проблемы Чтобы избежать Интернет-зависимости и пользоваться информационными технологиями во благо, необходимо заниматься воспитанием и самовоспитанием компьютерной культуры пользователей. Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Рекомендации родителям
1. Пароль доступа Чтобы ограничить пребывание ребенка или подростка за компьютером, можно установить на нем пароль на вход. Как правило, ребенок возвращается из школы днем, задолго до родителей, и проводит уйму времени за компьютером, забыв о делах и обязанностях. Если на компьютере появится пароль, ребенок сможет приступить к любимым виртуальным играм только после возвращения родителей. А за время ожидания успеет сделать и уроки, и домашние дела, и только после этого сможет окунуться в свой любимый виртуальный мир компьютерных игр.
2. Заманчивая альтернатива Если у ребенка единственное и любимое увлечение – компьютер, пора разнообразить его образ жизни, найти альтернативное занятие и увлечение, которое, возможно, затмит любимые компьютерные игры. Запишите его, например, в спортивную секцию, на плавание, фитнес, футбол, хоккей и т.д. Главное, чтобы занятия приносили ему удовольствие, и ребенок осознал прелести активного времяпрепровождения, нашел интересную сферу занятий и расширил круг общения. Альтернативой спортивному комплексу может служить театральный или танцевальный кружок, авиамоделирование.
Рекомендации подросткам
• Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Жизнь – это освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершенней.
• Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
• Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
• Компьютер – лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
• Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
• Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает иллюзию принадлежности к группе, не развивая действительных навыков общения.
• Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
• Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
• Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
• Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
• Научитесь контролировать собственное время за компьютером.
Ирина Михальская,
педагог-психолог отделения профилактики
безнадзорности детей и подростков