Почему вредно раннее интеллектуальное развитие ребёнка?

Почему вредно раннее интеллектуальное развитие ребёнка?

Прежде всего, нужно различать раннее развитие и раннее обучение или раннее интеллектуальное развитие. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 4 лет.

Раннее развитие - это действия взрослых, стимулирующие интерес ребёнка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению. Это физическое развитие (массаж, гимнастика, подвижные игры) и умственное развитие (сказки, колыбельные, ролевые игры, общение).

В отличие от раннего развития, раннее обучение - это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребёнок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п.

Вред раннего обучения чтению, счёту, иностранному языку и т.д., к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Почему же вредно раннее интеллектуальное развитие ребёнка?                Мозг - это сложная система, состоящая из множества подструктур. Они созревают в определенной последовательности: сначала формируются отделы, отвечающие за органы чувств, движения и эмоции, за восприятие пространства и ритма. Это те отделы, которые обеспечивают энергией память, внимание, мышление. И только затем - отделы, отвечающие за сложные функции контроля, речи, способности к чтению, письму. Когда трёхлетнего ребёнка заставляют читать, то нагружаются те отделы, которые ещё не созрели. Происходит своего рода «энергетическое обкрадывание» участков мозга, например, тех, которые до 4 лет отвечают за движение тела и восприятие пространства и вполне могут стать причиной того, что ребёнок на всю жизнь останется неловким и неуклюжим. Сейчас не редкость видеть малышей 3-4 лет, демонстрирующих блестящие способности к чтению или счёту и совершенно беспомощных при выполнении простейших бытовых действий, например, застегнуть пуговицы или помыть руки так, чтобы не расплескать воду вокруг. И это только очевидные результаты. У других детей последствия могут проявиться не сразу. Например, у вполне здорового и интеллектуально развитого ребёнка в семь лет «вдруг» появляются: энурез, навязчивые движения, страхи, у подростка - эмоциональные срывы, агрессия или пугающая пассивность.

Как говорится: «Каждому овощу — своё время». Фактор времени необходимо учитывать, когда мы требуем от ребёнка выполнения той или иной задачи. А желание обучить ребёнка всему пораньше похоже на желание садовода в условиях средней полосы России посадить в феврале картошку в открытый грунт, с целью первым собрать урожай в июне.

В детском возрасте, прежде всего, нужно заботиться об эмоциональном благополучии малышей. Остальное второстепенно. Главное, дать детям набегаться, наиграться, почувствовать тепло и заботу матери. Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух «Сказку о царе Салтане»  Пушкина, чем сложить несколько слов из кубиков Зайцева. Тем более, что те же самые зачатки счёта или чтения они гораздо быстрее усвоят в ролевой игре «в школу». Когда же мама нацелена в первую очередь на интеллектуальное развитие ребёнка, она нередко ставит его в эмоционально тяжёлую ситуацию. Забегая вперед, заставляя малыша интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему труднодоступны, взрослые не стимулируют, а нао6орот, убивают детскую любознательность.

            Поэтому девизом родителей должно быть:  «НЕ УЧИТЬ, А ЗНАКОМИТЬ!»

 

Статью подготовила педагог-психолог отделения психолого-педагогической помощи Петрунина К.В.

ТЕЛЕФОН
ТЕЛЕФОН
8 (47148) 2-50-20
АДРЕС
АДРЕС
ул. Комарова, д. 24
E-MAIL
E-MAIL
fecentr@mail.ru