ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Нравственный уровень культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.
В наш Центр обращаются семьи по различным вопросам воспитания и развития детей. Родителям мы рекомендуем прислушаться к рекомендациям педагогов и психологов. Объясняем, что в семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок обрёл внутреннюю уверенность в своих силах. А, это развивается путём одобрений, моральной поддержки и стимуляции мотивов к действиям со стороны близких. Никогда ни при каких обстоятельствах у него не должно возникать сомнений в расположении родителей. Необходимо сообщать ребёнку, что он дорог, любим, нужен. Делать это можно разными способами: прикосновениями, улыбкой, словами: я скучала, я люблю играть с тобой и т.д. Принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, помощник, а просто так, за то, что он есть.
Жёсткая критика, сомнения в способностях ребёнка приводят к неуверенности и нерешительности, а значит, и достигать поставленных целей будет ему очень нелегко. Иногда взрослых раздражают какие-то природные особенности ребёнка: подвижность или, наоборот, медлительность, или унаследованные черты родственников. Часто в мечтах родители желают видеть своих детей тем, кем не смогли стать сами. Жизненная философия: «Сделаю из ребёнка всё, что хочу» - вредна и опасна. Стремление перекроить маленького человечка по своему хотению приводит к плачевным результатам: заниженной самооценке, протесту, негативизму, а иногда и к серьёзным психическим нарушениям.
Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей.
В периоды сильных эмоциональных переживаний ребёнка родители должны находиться рядом и помогать ему осознавать свои переживания. К примеру, можно говорить: «Ты сейчас сердишься» или «Ты огорчён потому, что…». В общем, у несовершеннолетнего должно быть достаточно семейной заботы и внимания. У него появляется много вопросов, на которые в обязательном порядке необходимо отвечать, достаточно поверхностных общих понятий на тему, и интерес ребёнка будет удовлетворён, а значит, это будет способствовать к неиссякаемому интересу познания окружающего мира. Как видно, роль семьи в формировании личности ребёнка, его развития настолько важна, что родителям стоит понимать, какая важная миссия на них возложена, что от их обычной повседневной жизни, общения, внутренней культуры и атмосферы в доме зависит, насколько будет счастлив он во взрослой жизни.
Социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи Коблова О.В.
28.02.2020г.