ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Изначально природой заложено так, что ребенок воспитывается папой и мамой. Плод любви двух людей растет, развивается и познает мир вместе с самыми родными людьми. Такая семья является полноценной. Однако в наше время неполноценные семьи стали почти нормой, ведь много женщин рождает детей вне брака, для себя, воспитывая дитя за двоих. Часто семьи распадаются – и ребенок остается на воспитании у матери или у отца. Как же одному родителю справляться с воспитанием? В чем особенности воспитания детей в неполных семьях?
 Неполные семьи возникают по самым разнообразным причинам: в связи с гибелью одного из родителей, разводом, внебрачным рождением ребенка.
  Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.
  Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Часто старшие дети могут стать наставниками, защитниками для младших, «заменив» того, кто ушел из семьи по тем или иным причинам.
 Наиболее распространенная причина возникновения неполной семьи – развод родителей, следствием которого является психологическая травма у ребенка. Чаще всего ребенок остается с матерью, которая переживая развод и испытывая обиду, не обращая внимания на ребенка. Он же в свою очередь чувствует себя ненужным. Часть матерей после развода пытаются выполнять роль матери и отца, беря на себя обеспечение двойной миссии, что практически невыполнимо, поскольку в полной семье отец и мать занимают свои ниши. Особенно сложно осуществлять воспитание мальчика матерью. Мать, стараясь заменить ребенку отца, становится более требовательной, строгой, предъявляет повышенные требования к ребенку, иногда даже проявляется жестокость.
  Психологами отмечается, что воспитание ребенка в неполных семьях может являться нормальным процессом при условии двойной ответственности матери. Ребенок должен чувствовать себя любимым, защищенным, мама должна его выслушивать, помогать и поддерживать.
 Современная практика семейного воспитания подтверждается рядом фактов об активном участии отцов в воспитании детей даже после развода. Матери, заботясь о психическом состоянии ребенка и придерживаясь демократических позиций, не препятствуют встречам отца и сына или дочери. После развода женщины ведут себя по-разному. Одни стараются забыть прошедшие годы с мужем, стараются не вспоминать его, другие начинают вытеснять из памяти ребенка все воспоминания, связанные с отцом, негативно отзываются о нем, часть матерей в рассказах об отце не меняют ничего, вспоминая и хорошее, и плохое, предоставляя ребенку самостоятельно делать выводы. Наличие отца оказывает влияние на интерес к образованию, общение отца и сына сказывается на учебной деятельности ребенка, отец, проявляющий деловые качества, является авторитетом и образцом для мальчиков.
 Таким образом, отмечая важную роль отца в воспитании детей, необходимо обеспечить возможность систематических встреч с детьми, не препятствовать желанию отца принимать участие в воспитании сына или дочери.
 Рекомендации для родителей, воспитывающих своих детей в одиночку:
1. Чаще общайтесь с ребенком и выслушивайте его. Задавайте вопросы, интересуйтесь его жизнью в детском саду и школе, отношениями с друзьями, сверстниками.
2. Чаще хвалите сына или дочку. Не наказывайте их. Стабильная в эмоциональном плане атмосфера сохранит у ребенка доверие к матери и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
3. Не запрещайте ребенку вспоминать прошлое, в частности отца. Это его право.
4. Помогайте сыну и дочке учиться навыкам поведения, которые соответствуют полу.
5. Расширяйте и развивайте социальные связи семьи. Ребенок должен иметь возможность активно общаться и выстраивать отношения со знакомыми вам мужчинами.
6. Новый брак – это шанс возвращения ребенка к жизни в полноценной семье. И тут важно, чтобы между новым избранником матери и ее ребенком сложились отношения взаимоотношения и любви.
  Воспитание в неполной семье – это такое обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи. Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого. Авторитет должен расти постепенно, как результат серьезного, рассудительного, понятного общения для ребенка к решению проблем и вопросов.
  Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях – несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить – несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому – будьте счастливы, хотя бы тем, что у вас растет ребенок.
 Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы – он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Социальный педагог отделения
психолого-педагогической помощи

Н. С. Громашова.

ТЕЛЕФОН
ТЕЛЕФОН
8 (47148) 2-50-20
АДРЕС
АДРЕС
ул. Комарова, д. 24
E-MAIL
E-MAIL
fecentr@mail.ru