СЕМЕЙНАЯ АТМОСФЕРА, КАК ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Самое дорогое, что есть у каждого из нас, это наши дети. Несомненно, с большой ответственностью мы относимся к их здоровью.
Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В общем понятии здоровья имеются две неотъемлемые составляющие – здоровье физическое и здоровье психическое.
Что такое физическое здоровье и отчего оно зависит, мы все с вами понимаем: отказ человека от вредных привычек, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения, оптимальное сочетание труда и отдыха и др.
А многие ли родители задумываются о психическом здоровье своего ребенка: о его настроении, о том, как он воспринимает окружающий мир, о его эмоциональном состоянии, о причинах его поведения?
Почему мы сегодня говорим о физическом и психическом здоровье детей?
Потому что, заботясь о физическом здоровье своего ребенка, родители очень часто забывают о психическом, эмоциональном состоянии детей.
Нарушения психического здоровья отмечается у тех детей, которые страдают от недостаточного общения с близкими людьми или их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада, семейного неблагополучия. У этих детей беспричинные страхи, нарушения сна, проявление агрессии к тем, кто слабее его. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использование ненормативной лексики. Особый интерес для такого ребёнка представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной неполноценности. Но, чувство неполноценности ребенка может привести не только к агрессии, но и к инфантильности: избегания принятия самостоятельных решений, выученной беспомощностью, ребенок не будет предпринимать никаких действий для достижения успеха, а в некоторых случаях даже отрицать желание его получить.
Некоторые подростки отказываются учиться, соблюдать дисциплину на уроках. При этом они как бы надевает защитную маску: у меня всё хорошо и живут одним днём. Либо при внешнем соблюдении норм и правил наблюдается отказ от будущего, не желания думать о выборе профессии, стремление цепляться за родителей («Мама сказала, что мне нужно поступать так») и не принимать самостоятельные решения. Всё вышеперечисленное свидетельствует о нарушении эмоционально-психологической атмосферы внутри семьи.
Таким образом, одним из важнейших факторов укрепления физического и психического здоровья школьника является СЕМЬЯ.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс. Даже неприятности в школе переживаются проще, если в семье тёплая атмосфера. Тёплая семейная атмосфера обеспечивает психологическое благополучие ребенка.
Родители должны вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье, любить детей и быть добрыми к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, позволять детям выражать свои чувства и действовать согласовано в вопросах воспитания.
Порой взаимодействие родителей с ребенком бывает неэффективно и также закрепляет нарушение. Психологически нездоровому ребенку нужна особая «диета», организовать которую может только горячо любящий родитель.
Прежде всего - это формирование умения любить себя и другого человека, воспитание чувства собственного достоинства, собственной ценности и веры в свои возможности. Однако научиться любить себя оказывается достаточно сложно. Опыт показывает, что н/летние дети лучше знают свои недостатки, чем достоинства. Поэтому важно демонстрировать ребёнку свою безусловную любовь, любовь не за что-то или при определённых условиях, а несмотря ни на что и невзирая ни на какие условия. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что родители любят его всякого — успешного и неуспешного, причем сила этой любви не определяется степенью успеха в учебе. Главное — это чтобы ребенок стремился стать лучше.
Что можно порекомендовать с целью сохранения психического, а значит и физического здоровья школьников?
1. Сохраняйте спокойствие и достоинство. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Исправить ситуацию можно, если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.
2. Разберитесь в ситуации. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией, или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.
3. Сохраните доверие ребенка к себе. Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Для сохранения доверия может быть разговор – воспоминание о вашем детстве, юности, неудачного лечения психических травм.
4. Знайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком. Дайте понять, что Вы в курсе событий.
5. Измените свое отношение к ребенку. Ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.
6. Не позволяйте собой манипулировать. Введите санкции или ограничения. Введение ограничений поможет ребёнку убедиться в том, что он вам не безразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.
7. Не исправляйте за ребенка его ошибки. Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. В результате ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным.
8. Меньше говорите, а больше делайте. Обещания, угрозы «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Но когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.
9. Восстановите доверие к ребенку. Прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.
10. Помогите ребенку изменить жизнь к лучшему. Найдите время для общения с ребёнком и совместных занятий. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите найти ему дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания.
На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не осознаваемые ими. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует подобные модели поведения.
Помните!
1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Итак, в современной ситуации психологическое здоровье представляет собой не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность быть личностью - контролировать свое поведение, управлять им, уметь любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию. И одним из важнейших факторов укрепления физического и психического здоровья школьника является семья.
Социальный педагог отделения
психолого-педагогической помощи
И. А. Гобокан.